Ключевые темы 2024 года: дефицит кадров, рост доходов населения, высокий внутренний спрос, устойчивое инфляционное давление и особенно сильный рост цен на овощи. Наиболее сильно выросли цены на картофель (на 74,4% за год), а в топ-5 по темпам роста цен вошли также лук репчатый (+44,2%), капуста белокочанная (+43,2%), свекла (+35,4%) и огурец (34%).
Кто сможет адаптироваться к текущим макроэкономическим условиям и извлечь из этого выгоду — ключевой вопрос на 2025 год.Острый дефицит кадров в сочетании с ростом доходов населения способствовал формированию высокого внутреннего спроса, опережающего возможности наращивания выпуска товаров и услуг. Жесткая денежно-кредитная политика Банка России и планомерное повышение ключевой ставки с 16% до 21% стимулировало переход населения к сберегательной модели, однако это не мешало россиянам одновременно наращивать и потребление. Расширение внутреннего спроса поддерживало устойчивое инфляционное давление. К середине декабря 2024 года индекс потребительских цен вырос на 9,14%, заметно обогнав прогноз Банка России на конец 2024 года, предполагавший инфляцию в диапазоне 8,0-8,5%. Основной вклад в рост потребительской инфляции внесли продовольственные товары, которые с начала года подорожали на 10,15%, при этом рекордсменом в росте цен стала плодоовощная продукция. Нарастающее инфляционное давление и жесткие денежно-кредитные условия оказывали негативное воздействие на широкий спектр отраслей и компаний. В течение всего 2024 года повышалась себестоимость, росли расходы на оплату труда, логистику, увеличивалась стоимость обслуживания текущих долговых обязательств, ухудшались условия для реализации новых инвестиционных проектов.
Однако в любых обстоятельствах найдутся выгодополучатели и в текущих реалиях в первую очередь — это продуктовые ритейлеры. Успешно прошедшие испытание пандемией ритейлеры уже знают, что современный мир требует быстрой адаптации к изменениям.
- Тренды 2024-2025 годов: внедрение формата «магазинов у дома», географическая экспансия и укрепление позиций в регионах, развитие технологий для оптимизации внутренних процессов и повышения эффективности клиентского сервиса.
- По данным INFOLine, за 9 месяцев 2024 года совокупная выручка десяти крупнейших FMCGритейлеров России выросла на 24% по сравнению с тем же периодом 2023 года и достигла 7,9 трлн руб. Это значительное ускорение по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, когда темпы роста выручки составили 12,4%.
- Тем не менее не все ритейлеры одинаково эффективны, в 2025 году мы делаем ставку на X5 Group и сеть «Лента».
Возросшая в период пандемии популярность маркетплейсов сохраняется, а сами маркетплейсы обладают потенциалом для дальнейшего роста.
Согласно результатам исследования ВЦИОМ, 92% россиян отдают предпочтение онлайн-покупкам на маркетплейсах.
- По оценкам Data Insight, рынок электронной коммерции в 2024 году вырастет на 38% по сравнению с 2023 годом и достигнет 10,9 трлн руб. Ожидается, что к 2028 году рынок вырастет до 24,5 трлн руб., что предполагает среднегодовые темпы роста на уровне 22%.
- В фокусе внимания опережающий темпы роста рынка e-commerce — Ozon.
В структуре потребительских расходов населения в части товаров заметный вес в 8% занимает категория одежды и обуви, поэтому fashion-ритейлеры также выступают бенефициарами роста потребления в условиях высокой инфляции. Тренды 2024-2025 годов:
- Диверсификация каналов продаж через маркетплейсы, социальные сети, офлайн-магазины и собственные онлайн-магазины.
- Географическая экспансия в регионы России и выход на рынки дружественных стран.
- Локализация производства, внедрение технологий и контроль над операционными расходами.
- Единственный публичный fashion-ритейлер, Henderson, успешно реализует стратегию развития.
Публикация с сайта: Брокерский счет.